THE FIRST INTERNATIONAL SCIENTIFIC - PRACTICAL VIRTUAL CONFERENCE "SCIENCE AND TECHNOLOGY IN MODERN SOCIETY: PROBLEMS, PROGNOSES AND SOLUTIONS." Т А М О Ж Е Н Н Ы Й К О Н Т Р О Л Ь И М П О Р Т А Т О В А Р О В : О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е Ф О Р М Ы , О С Н О В Н Ы Е Э Т А П Ы И П Р И Н Ц И П Ы О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Я Михаил Васильев Acrwpam". Центральноукраинский национальный технический университет. г. Кропивницкий, Украина. E-mail: m.vasyliev2020@gmail.com РЕЗЮМЕ В статье проанализированы требования действующего законодательства о порядке осуществления таможенного контроля. Рассмотрено нормативно-правовое определение понятия таможенного контроля и приведен сравнительный анализ подходов к его определению в работах современных отечественных научных деятелей. Изучены особенности и порядок осуществления таможенного контроля при ввозе товаров на территорию Украины и размещение их под таможенным режимом «импорт». Предложено группирование основных принципов таможенного контроля в соответствии с его сутью. Очерчен перечень проблем, препятствующих повышению эффективности таможенного контроля. Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, импорт, таможенный контроль, таможенная декларация. Введение Ключевым характерным признаком современного этапа развития рыночной среды является резкий и непрерывный рост существующей конкуренции относительно конкретных ассортиментных рядов аналогичных товаров и товаров-заменителей. Принимая во внимание масштаб влияния размеров конкуренции на определенные предприятия - производители товаров и на распространителей этих товаров и услуг, все большее значение принимает внешнеэкономическая деятельность предприятий. Сегодня к наиболее популярным и высокоприбыльным разновидностям внешнеэкономической деятельности предприятий относят импортную деятельность, которая помогает предприятиям в решении ряда важных вопросов, связанных с конкурентостойкостью на рынке, в частности - в улучшении показателей рентабельности и прибыльности, увеличении емкости рынка, повышении объема продаж, усовершенствовании качества товаров и т.п. При этом внешнеэкономическая деятельность предприятий э одним из наиболее контролируемых видов хозяйственной деятельности. Современные тенденции либерализации международной торгово-экономической деятельности и интеграции национальной экономики в мировое содружество приводят к минимизации, гармонизации и унификации торгово-тарифных и таможенных ограничений. Необходимым условием реализации политических и социально-экономических преобразований в Украине является поэтапное приведение системы таможенного контроля к уровню европейских стандартов, обеспечение единого слаженного механизма взаимодействия таможенных, налоговых и прочих органов власти с субъектами внешнеэкономической деятельности. Анализ последних исследований и публикаций. Государственный финансовый контроль в системе таможенных органов - это комплексный процесс, в рамках которого на основании рискоориентированного подхода государственные контролирующие органы осуществляют комплекс мер, направленных на достижение стабильности, полноты и своевременности поступления таможенных платежей в государственный бюджет, а также обеспечивают эффективность и результативность использования средств бюджетного финансирования на содержание таможенных органов [12]. Главной функцией Гостаможслужбы в сфере финансового контроля является администрирование бюджетных поступлений в виде таможенных платежей. Особое место в системе финансового контроля занимает таможенный контроль. Чтобы точнее продемонстрировать сущность данного понятия в табл. 1 приводится ряд определений, сформулированных известными учеными. Таблица 1 Определение понятия «таможенный контроль» Автор, источник Определение понятия «таможенный контроль» Онищик Ю.В., [10] Таможенный контроль - важная составляющая часть государственного контроля, осуществляемая таможенными органами и являющаяся их повседневной деятельностью, требующей надлежащей организации. Коросташова И. М., [6, с. 10] Таможенный контроль - это разновидность государственного контроля, наиболее оперативный способ обеспечения законности в деятельности таможенной службы и направление деятельности, обеспечивающее функционирование таможенной системы 6 8 mailto:m.vasyliev2020@gmail.com BIRINCI ULUSLARARASI BILIMSEL - PRATIK VIRTUAL KONFERANS "MODERN TOPLUMDA BILIM VE TEKNOLOJI: SORUNLAR, TAHMINLER VE QÖZUMLER." Автор, источник Определение понятия «таможенный контроль» Дегтярева С. В., [3, с. 21] Таможенный контроль - это гарантия и способ регулирования интересов и прав человека в сфере регулирования таможенно-правовых отношений Билуха М.Т., [2, с. 182] Таможенный контроль - функция управления таможенными операциями предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с целью обеспечения соблюдения требования нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела и международных договоров Украины. Целью статьи является изучение особенностей функционирования таможенного контроля в Украине. Результаты. В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Украины, таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых с целью обеспечения соблюдения норм Таможенного кодекса, законов и прочих нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке. Таким образом, это - совокупность специальных действий таможенных органов, направленных на соблюдение норм таможенного законодательства. При этом выделяют такие виды таможенного контроля [1, стр. 159]: - предварительный документальный контроль, осуществляемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины: - контроль при таможенном оформлении товаров и транспортных средств коммерческого назначения; - таможенный аудит - контроль после таможенного оформления товаров и транспортных средств коммерческого назначения. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур определяет таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства [9]. В действующем законодательстве Украины основные положения касательно таможенного контроля изложены в разделе XI Таможенного кодекса Украины [8]. Так, в соответствии со ст. 336 ТКУ, таможенный контроль в Украине осуществляется в таких формах: 1. проверки документов и сведений, которые в соответствии со ст. 335 ТКУ предоставляются таможенным органам при перемещении товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины; 2. таможенного осмотра; 3. учета товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые перемещаются через таможенную границу Украины; 4. устного опроса граждан и должностных лиц предприятий; 5. осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и прочих мест, где находятся товары, транспортные средства коммерческого назначения, подлежащие таможенному контролю, или проводится деятельность, контроль которой в соответствии с ТКУ и прочим законодательством Украины возложен на таможенные органы; 6. проверки учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины и находятся под таможенным контролем; 7. проведение документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и оплаты таможенных платежей; 8. направление запросов в прочие государственные органы, учреждения и организации, уполномоченные органы иностранных государств для определения подлинности документов, предоставленных таможенному органу. Целью осуществления таможенного контроля является обеспечения законного перемещения лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе полное и своевременное администрирование таможенных платежей [7, стр. 59]. Таможенному контролю подлежат все товары, транспортные средства коммерческого назначения, перемещаемые через таможенную границу Украины. При этом таможенный контроль осуществляется исключительно органами доходов и сборов. Он предусматривает выполнение минимума таможенных формальностей, необходимых для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела. Для обеспечения осуществления таможенного контроля используется единая автоматизированная информационная система органов доходов и сборов Украины. Для обеспечения выполнения всех процедур таможенного контроля товаров, транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Украины Кабинетом министров Украины утверждаются и применяются в работе типовые технологические схемы таможенного контроля. 6 9 T H E F I R S T I N T E R N A T I O N A L S C I E N T I F I C - P R A C T I C A L V I R T U A L C O N F E R E N C E " S C I E N C E A N D T E C H N O L O G Y IN M O D E R N S O C I E T Y : P R O B L E M S , P R O G N O S E S A N D S O L U T I O N S . " Меры официального контроля проводятся в объемах, необходимых для предоставления разрешения на пропуск товаров через государственную границу Украины с их последующей доставкой в пункт назначения на территории Украины или пункт пропуска за пределы таможенной территории Украины или выпуска в заявленный декларантом таможенный режим - в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Касательно мер таможенного контроля в пунктах назначения на таможенной территории Украины - их объем определяется необходимостью предоставления разрешения на выпуск товаров в заявленный таможенный режим. Субъект хозяйствования, имеющий намерение осуществить импорт товаров, должен сообщить о таком намерении таможенные органы, предоставив следующие сведения: - предварительное уведомление или предварительная таможенная декларация; - сведения о наименовании, объеме, количестве и стоимости товаров, которые планируется ввезти на таможенную территорию Украины; - вид транспорта, которым планируется осуществить ввоз товаров на таможенную территорию Украины; - название пункта пропуска через государственную границу Украины, через который планируется ввоз товаров. Таким образом, при ввозе товаров предварительный документальный контроль начинается в пункте пропуска через государственную границу Украины после предъявления таможне товаров, товаросопроводительной документации и транспортных средства, перевозящих такие товары. Например, при пересечении государственной границы Украины автомобильным транспортом представитель перевозчика, который по договору с субъектом внешнеэкономической деятельности осуществляет доставку товаров, предоставляет работнику таможенного поста в пункте пересечения предварительную таможенную декларацию или предварительное уведомление, товарно-транспортную накладную международного образца (CMR), коммерческий инвойс на товар. Законодательством установлен четко определенный промежуток времени, в рамках которого должностное лицо таможенного поста во время проведения предварительного документального контроля обязано или предоставить разрешение на пропуск товаров через таможенную границу Украины, или принять решение о приостановке предварительного документального контроля и привлечении для проведения мер официального контроля должностного лица соответствующего уполномоченного органа - два часа с момента предъявления товаров, транспортных средств коммерческого назначения и сопроводительных документов. Приостановление предварительного документального контроля возможно, в частности, в случаях: - осуществления в пунктах пропуска через государственную границу Украины санитарных мероприятий в связи с угрозой занесения возбудителей болезней животных на территорию Украины; - наличия в единой автоматизированной информационной системе информации о наличии запрета на ввоз определенных товаров на таможенную территорию Украины из определенной страны; - отсутствия документов или сведений, необходимых для осуществления предварительного документального контроля; - получение обращения декларанта или уполномоченного им лица о проведении мер официального контроля в пункте пропуска (пункте контроля) через государственную границу соответствующим уполномоченным органом; - выявление во время визуального инспектирования признаков порчи товаров. Также два часа с момента привлечения к проведению мер официального контроля в пункте пропуска (пункте контроля) через государственную границу Украины выделяется законодательством должностному лицу уполномоченного органа на принятие одного ыз нижеуказанных вариантов решения о; - предоставлении разрешения на пропуск товаров через таможенную границу Украины для перемещения их в пункт назначения на территории Украины или до пункта вывоза (пропуска) за пределы таможенной территории Украины; - предоставлении разрешения на выпуск товаров в заявленный таможенный режим в соответствии с целью их ввоза в Украину в пункте пропуска (пункте контроля) через государственную границу Украины; - запрете ввоза товаров на таможенную территорию Украины; - необходимости проведения осмотра (инспектировании) товаров; - необходимости отбора проб (образцов) товаров для проведения их исследования (аналыза, экспертизы); - необходимости проведения дополнительной обработки товаров (фумигации, обеззараживания, нанесения соответствующей маркировки и т.п.) Информация о принятом решении вносится в единый государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли». Субъект внешнеэкономической деятельности, который ввозит товары на таможенную территорию Украины, получает информацию о пересечении товарами таможенной границы Украины и завершении определенных видов контроля в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения. На сегодняшний день в Украине декларантами используются два программных продукта - «QD Pro» и «MD Office». Документы и сведения для проведения мероприятий официального контроля заносятся в указанный выше веб- портал «Единое окно для международной торговли» декларантом до момента подачи таможенной декларации. Кроме того, ряд документов и сведений вносятся в единый государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли» государственными органами, учреждениями и организациями, уполномоченными осуществлять разрешительные или контрольные функции при пересечении товарами таможенной границы Украины. Субъекты внешнеэкономической деятельности получают доступ к веб-порталу «Единое окно для международной торговле» с помощью вышеописанных средств программного обеспечения, благодаря которым декларант получает возможность ознакомиться с результатами прохождения контролей, а 7 0 B I R I N C I U L U S L A R A R A S I B I L I M S E L - P R A T I K V I R T U A L K O N F E R A N S " M O D E R N T O P L U M D A B I L I M V E T E K N O L O J I : S O R U N L A R , T A H M I N L E R V E Q Ö Z U M L E R . " также - возможность подать заявку о прохождении соответствующих видов контролей в зависимости от вида импортируемого товара и его упаковки. Не позже, чем через три часа после прибытия импортных товаров в пункт пропуска через государственную границу Украины, такие товары вместе с их упаковкой и маркировкой и транспортные средства коммерческого назначения, которые перевозят товары через таможенную границу Украины, в обязательном порядке должны быть предоставлены для таможенного контроля. Вместе с ними таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Украины предъявляются документы на эти товары и транспортные средства, необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления. О факте доставки товаров в таможню назначения декларант обязан уведомить таможенный пост в минимально возможный срок, а в случае прибытия в нерабочее время - в минимально возможный срок после начла работы таможенного органа. Импортер уведомляет таможенный пост в пункте назначения о прибытии товаров, предоставляя документы с отметками пункта пересечения государственной границы Украины - товарно- транспортный документ (СМР или железнодорожная накладная, в зависимости от вида транспорта), коммерческий инвойс, предварительную декларацию или предварительное уведомление. Мероприятия таможенного контроля осуществляются в специально созданных зонах таможенного контроля. При этом различают постоянные зоны таможенного контроля, предусматривающие регулярное размещение на их территории товаров, подлежащих таможенному контролю, и временные зоны, то есть такие, которые создают на время проведения таможенного контроля. Приведем пример осуществления мер таможенного контроля в таможне назначения с привлечением органов фитосанитарного контроля в случае ввоза на территорию Украины товаров с использованием для упаковки деревянной тары (доски, паллеты, обрешетки). Декларант, который ввозит товары в деревянной таре, вносит в веб-портал «Единое окно для международной торговли» информацию о необходимости проведения фитосанитарного осмотра (инспектирования) товаров. При этом время проведения соответствующих процедур в рамках мер официального контроля согласовывается с использованием механизма «единого окна» между декларантом, органом, уполномоченным на проведение фитосанитарного контроля, и таможней по принципу выбора ближайшего возможного срока, но не позже чем через восемь рабочих часов от времени, предложенного декларантом или уполномоченным им лицом. В согласованное время представители государственного фитосанитарного контроля, сотрудник таможенного поста и представитель декларанта совместно проводят осмотр товара, по результатам которого в «единое окно» заносятся данные о завершении данного вида контроля. По завершении контроля эти данные вносятся в таможенную декларацию, которая подается с помощью средств электронной связи в таможню назначения. Для определения того, какие формы и объемы таможенного контроля достаточные для обеспечения выполнения норм законодательства Украины, таможенные посты используют систему управления рисками. По требованию собственника товаров, относительно которых определена форма и объем таможенного контроля, или уполномоченного им лица, таможня обязана письменного уведомить об этом на протяжении часа. Товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть выгружены из транспортного средства, перегружены, распакованы, перепакованы, взвешены и т.п., могут быть отобраны образцы таких товаров по заявлению собственника товаров и за его счет. В случае отказа в предоставлении разрешения на осуществление указанных операций таможенный орган обязан незамедлительно письменно уведомить о причинах и основаниях такого отказа. Также указанные выше операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, могут осуществляться по инициативе таможенного поста. Также могут осуществляться мероприятия по обеспечению и идентификации - наложение пломб, печатей, нанесение маркировки, отбор проб и образцов, фотографирование. При необходимости к таможенному контролю могут привлекаться специалисты и эксперты - как по инициативе таможенного органа, так и по заявлению декларанта. Для проведения таможенного контроля таможенные органы уполномочены требовать от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Украины, предоставления только тех документов и данных, которые необходимы для осуществления таможенного контроля. Такие лица, в свою очередь, обязаны предоставлять документы и данные в устной, письменной или электронной форме. Их перечень установлен Таможенным кодексом Украины. Субъект внешнеэкономической деятельности, осуществляющий импорт товаров, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка таких товаров, предоставляет таможенному органу в электронной форме такие документы и сведения: 1) при перевозке автомобильным транспортом: - документы на транспортное средство, в частности - содержащие сведения о его государственной регистрации (национальной принадлежности); - транспортные (перевозочные) документы (международные товаротранспортные накладные); - коммерческие документы (при наличии) на перевозимые товары, в которых содержатся сведения, в частности, о наименовании и адресе перевозчика, наименовании страны отправления и страны назначения товаров, наименования и адреса отправителя (или продавца) и получателя товаров, сведения о количестве грузовых мест и виде упаковки, наименование товаров, вес брутто товаров (в килограммах) или объем товаров (в метрах кубических), кроме крупногабаритных грузов; 2) при перевозке железнодорожным транспортом: - транспортные (перевозочные) документы; 7 1 T H E F I R S T I N T E R N A T I O N A L S C I E N T I F I C - P R A C T I C A L V I R T U A L C O N F E R E N C E " S C I E N C E A N D T E C H N O L O G Y IN M O D E R N S O C I E T Y : P R O B L E M S , P R O G N O S E S A N D S O L U T I O N S . " - коммерческие документы на перевозимые товары. Вместе с таможенной декларацией декларант подает таможне назначения счет или другой документ, определяющий стоимость товара, а на товары дороже 5000,00 евро - дополнительно декларацию таможенной стоимости. В таможенной декларации при этом указываются сведения о: 1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; 2) внешнеэкономический договор (контракт) или другие документы, подтверждающие право владения, пользования и/или распоряжения товарами; 3) транспортные (перевозочные) документы; 4) коммерческие документы, наличествующие у лица, подающего декларацию; 5) в случае необходимости - документы, подтверждающие соблюдение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; 6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, возникающих в связи с применением защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (при наличии таких ограничений); 7) документы, подтверждающие страну происхождения товара; 8) в случае необходимости - документы, подтверждающие оплату и/или обеспечение оплаты таможенных платежей; 9) при необходимости - документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод её определения в соответствии со ст. 53 Таможенного кодекса Украины; Должностные лица таможенного органа выполняют мероприятия таможенного контроля посредством: 1) проверки документов и сведений, предоставленных таможенным органам при перемещении товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины; 2) таможенного досмотра товаров; 3) учета товаров, транспортных средств коммерческого назначения, перемещаемых через таможенную границу Украины; 4) устного опроса граждан и должностных лиц предприятий; 5) осмотра территорий и помещений складов временного хранения; 6) проверки учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины и/или пребывающим под таможенным контролем; 7) проведение документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и оплаты таможенных платежей; 8) направления запросов другим государственным органам, учреждениям и организациям, уполномоченным органам иностранных государств для подтверждения подлинности документов, предоставленных таможенному органу. Проверка документов и сведений, которые подаются таможенным органам, производится визуально, с применением информационных технологий (с помощью формато-логического контроля, контроля сопоставления, контроля с применением системы управления рисками) и другими способами. Формато-логический контроль - это автоматизированная проверка правильности заполнения данных таможенных деклараций и возврата результатов проверки; проверка таможенных деклараций и прочих документов на достоверность и законность; осуществление статистического, валютного контроля, контроля начисления таможенных платежей, контроля правильности применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Контроль сопоставления - это автоматизированное сравнение данных, содержащихся в таможенных декларациях или прочих документах, предоставленных для таможенного контроля или таможенного оформления, с данными, содержащимися в электронных копиях таможенных деклараций и прочих документах, поступивших из таможенных и правоохранительных органов смежных государств, в унифицированных электронных разрешительных документах, поступивших из других государственных органов, прочих электронных документах, связанных с проверкой достоверности проверяемых данных. Контроль с применением системы управления рисками - это оценка риска путем анализа (в том числе с использованием информационных технологий) предоставленных документов в конкретном случае перемещения товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины с целью выбора форм и объема таможенного контроля, достаточных для обеспечения соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела. Если таможенным органом не определена необходимость проведения таможенного досмотра товаров, таможенное оформление и выпуск этих товаров по решению таможенного поста могут быть осуществлены без предъявления указанных товаров таможенному посту или с предъявлением, но без проведения их таможенного досмотра. В тех случаях, когда таможенный орган считает целесообразным проведение таможенного досмотра товаров, сообщение электронными каналами связи направляется декларанту, где принимается при помощи специализированного программного обеспечения. Досмотр товаров, предъявленных таможенному органу, производится в кратчайший срок после принятия решения о его проведении. Он может быть идентификационным - без раскрытия упаковочных мест и без обследования транспортного средства, частичным - с раскрытием до 20 % упаковочных мест и выборочным обследованием транспортного средства и полным - с раскрытием до 100 % упаковочных мест и углубленным 7 2 BIRINCI ULUSLARARASI BILIMSEL - PRATIK VIRTUAL KONFERANS "MODERN TOPLUMDA BILIM VE TEKNOLOJI: SORUNLAR, TAHMINLER VE QÖZUMLER." обследованием транспортного средства. В указанное в уведомлении время представитель декларанта предъявляет товары для досмотра инспектору таможенного поста. По результатам инспектор составляет акт осмотра в дух экземплярах, который подписывается как инспектором, так и представителем декларанта. Пребывание импортируемых товаров под таможенным контролем заканчивается после завершения их таможенного оформления. Приведенные выше законодательные нормы и практические примеры позволяют сделать вывод, что таможенный контроль является ничем иным как разновидностью государственного контроля, наиболее оперативным средством обеспечения законности в деятельности таможенной службы и направлением деятельности, обеспечивающим функционирование таможенной системы [4, стр. 10]. Таким образом, таможенный контроль является одновременно гарантией и средством защиты интересов и прав человека с сфере регулирования таможенно-правовых отношений. Выводы. Все вышеуказанное позволяет сформулировать следующую дефиницию. Принципы осуществления таможенного контроля - это основы деятельности таможенных органов при реализации государственного таможенного дела в части осуществления контроля соблюдения установленных таможенных правил в части порядка перемещения через таможенную границу товаров, предметов и транспортных средств, направленные на обеспечение национальных таможенных интересов и безопасности Украины. Вопрос касательно системы принципов осуществления таможенного контроля является комплексным и неоднозначным. Такая ситуация объясняется в первую очередь нечеткой регламентацией указанного вопроса в Таможенном кодексе Украины [8]. В частности, в ст. 318 ТКУ приводятся исключительно общие принципы осуществления таможенного контроля, а именно: - таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства коммерческого назначения, перемещаемые через таможенную границу Украины; - таможенный контроль осуществляется исключительно таможенными органами; - таможенный контроль предусматривает выполнение минимума таможенных формальностей, необходимых для соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела; - определенность процедуры осуществления таможенного контроля товаров, транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Порядок осуществления таможенного контроля в указанном случае определяется типовыми технологическими схемами таможенного контроля; - для оптимизации деятельности по осуществлению таможенного контроля предусматривается возможность взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, другими лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и их профессиональными объединениями (ассоциациями); - с целью формирования государственной налоговой и таможенной политики, государственной политики в сфере защиты государственной границы, государственной политики в сфере транспорта, расписание движения транспортных средств, осуществляющих регулярные международные рейсы, утверждается уполномоченными на это органами в порядке, определенном законодательством Украины [8]. Анализ приведенных положений указывает, что законодательство не в полной мере определяет основные принципы осуществления таможенного контроля органами доходов и сборов. Кроме того, отдельные правила таможенного контроля, отнесенные к общим принципам осуществления таможенного контроля, на самом деле таковыми не являются или всего лишь разъясняют другие принципы, прямо не указанные в соответствующей норме Таможенного кодекса Украины. При этом анализ современных научных позиций позволяет прийти к выводу о необходимости выделения двух групп принципов таможенного контроля: - общих, которые свойственны всем принципам государственного управления; - специальных, характерных исключительно для осуществления таможенного контроля. Также следует учесть тот факт, что на формирования принципов таможенного контроля влияют соответствующие условия политического, экономического, правового, научного, социального и исторического характера, сформировавшихся в государстве [5, стр. 7-8]. Суммируя всё вышеизложенное, к первой группе принципов таможенного контроля предлагаем отнести верховенство права, законность, гласность, объективность, оптимальность, системность, научную обоснованность, а ко второй - самостоятельность в выборе существующих методик осуществления таможенного контроля, персональную ответственность за принятые решения, экономичность, выборочность таможенного контроля, однозначность и четкость выработанных процедур осуществления таможенного контроля, установление сотрудничества з другими государственными и международными органами, а также с общественными объединениями. При этом необходимо перечислить основные проблемы, препятствующие проведению эффективного таможенного контроля в Украине: наличие пробелов в нормативно-правовых актах, рискоориентированная система отбора субъектов внешнеэкономической деятельности для проведения таможенного контроля, несовершенная система информационного взаимодействия субъектов, принимающих участие в таможенном контроле. Возможными путями решения этих проблем может стать отход от доминирования фискальной составляющей таможенного регулирования, усовершенствование таможенного законодательства, усовершенствование работы таможенных органов, улучшение их взаимодействия с субъектами внешнеэкономической деятельности, являющихся субъектами проверки. 7 3 THE FIRST INTERNATIONAL SCIENTIFIC - PRACTICAL VIRTUAL CONFERENCE "SCIENCE AND TECHNOLOGY IN MODERN SOCIETY: PROBLEMS, PROGNOSES AND SOLUTIONS." ЛИТЕРАТУРА 1. Бережнюк І. Г. Актуальні питання теорії та практики митної справи: монографія / за заг. ред. І. Г. Бережнюка. Хмельницький: ПП Мельник А. А., 2013. 428 с. (Митна справа в Україні. Том 21). 2. Білуха М. Т., Микитенко Т.В. Митний контроль: організація і методологія. Науковий вісник Національного університету державної податкової служби України (економіка, право). 2014. № 1. С. 181-187. 3. Дегтярьова С. В. Принципи здійснення митного контролю в Україні. Науковий вісник Херсонського державного університету. 2014. № 6-2. С. 20-23. 4. Державне управління: теорія й практика / За заг. ред. д-ра юрид. наук, професора Авер'янова В.Б. K.: Юрінком Інтер, 1998. 432 с. 5. Корнева Т.В. Митний контроль в Україні: організаційно-правові питання: автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук: 12.00.07 «Теорія управління; адміністративне право і процес; фінансове право; інформаційне право» / Т.В. Корнева. Київ, 2003. 16 с. 6. Коросташова І. М. Організаційно-правові засади контролю в митній службі України : Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.07 / І. М. Коросташова. Інститут законодавства Верховної Ради України. К., 2006. 22 с. 7. Ломейко Ю. А. Аналіз та напрями взаємовідносин між суб'єктами митного контролю. Бізнес Інформ. 2015. № 2. С. 58-67. 8. Митний Кодекс України № 4495-V! від 13 березня 2012 р. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/4495- 17/ed20120313. 9. Міжнародна конвенція про спрощення і гармонізацію митних процедур від 18 травня 1973 р. (Кіотська конвенція) / Верховна Рада України. URL: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/995_643. 10. Оніщик Ю. В. Митний контроль як вид фінансового контролю. Науковий вісник Чернівецького університету. 2012. № 628. С. 110-113. 11. Постанова Кабінету Міністрів України «Питання пропуску через державний кордон осіб, автомобільних, водних, залізничних та повітряних транспортних засобів перевізників і товарів, що переміщуються ними» № 451 від 21 травня 2012 № 451 URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/451-2012-%D0%BF. 12. Шкуратова І. І., Халецька А.А. Принципи і організація фінансового контролю в діяльності митних органів. Вісник Академії митної служби України. Сер.: Державне управління. 2011. № 2. С. 120-126. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ vamcudu_2011_2_18. C U S T O M S C O N T R O L O F T H E I M P O R T O F G O O D S : O R G A N I Z A T I O N A L F O R M S , MAIN S T A G E S A N D P R I N C I P L E S O F I M P L E M E N T A T I O N Mikhail Vasiliev Postgraduate student, Central Ukrainian National Technical University. Kropyvnytskyi, Ukraine, E-mail: m.vasyliev2020@gmail.com ABSTRACT The article analyzes the requirements of the current legislation on the procedure for the implementation of customs control. The article considers the regulatory and legal definition of the concept of customs control and provides a comparative analysis of approaches to its definition in the works of modern domestic scientists. The features and procedure for the implementation of customs control when importing goods into the territory of Ukraine and their placement under the "import" customs regime have been studied. The grouping of the basic principles of customs control in accordance with its essence is proposed. A list of problems hindering the improvement of the efficiency of customs control is outlined. Keywords: foreign economic activity, import, customs control, customs declaration. 7 4 http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/4495-17/ed20120313 http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/4495-17/ed20120313 http://zakon4.rada http://gov.ua/laws/show/995_643 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/451-2012-%D0%BF http://nbuv.gov.ua/UJRN/ mailto:m.vasyliev2020@gmail.com