Кафедра аудиту, обліку та оподаткування

Permanent URI for this communityhttps://dspace.kntu.kr.ua/handle/123456789/11014

Browse

Search Results

Now showing 1 - 10 of 10
  • Item
    Отражение данных о связанных сторонах и операциях с ними в налоговом учете
    (International Scientific Refereed & Reviewed Journal, 2020) Shalimova, N.; Klymenko, Ya.; Шалімова, Н. С.; Клименко, Я. В.; Шалимова, Н. С.; Клименко, Я. В.
    The article analyzes the regulatory framework of Ukraine on the peculiarities of tax accounting of transactions with related parties. Particular attention is paid to the study of the criteria for recognition of business entities as related parties in accordance with the Tax Code of Ukraine. The formula for determining the indicator of the company's share in the authorized capital of another with indirect ownership of corporate rights has been improved. It is proposed to define the category of close relatives and family members of an individual, which will unify the approaches to this category of persons in domestic legislation. В статье проанализировано нормативную базу Украины относительно особенностей налогового учета операций со связанными сторонами. Особое внимание уделено исследованию критериев признания субъектов хозяйствования связанными сторонами в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины. Усовершенствована формула определения показателя доли предприятия в уставном капитале другого при опосредованном владении корпоративными правами. Предложено определение категории близких родственников и членов семьи физического лица, которое позволит унифицировать подходы к данной категории лиц в законодательстве Украины.
  • Item
    Taxable Capacity of Business Entity and Tax Passports as an Instrument for its identification and Assessment
    (Southern Caucasus Scientific Journals, 2020) Shalimova, N.; Kuzmenko, H.; Шалімова, Н. С.; Кузьменко, Г. І.; Шалимова, Н. С.; Кузьменко, Г. И.
    A precondition for a successful budgetary and fiscal policy is to increase the revenue of the budget system by expanding tax capacity of the economy which implies the need to stimulate the growth of tax capacity and create a reliable information base support for its assessment. However there are significant problems related to a timely strategic and, especially, operational decisions to obtain information of the required amount and quality. The concept of determining the economic essence of the notion of “taxable capacity of a business entity” and its elements is proposed, within which the classification criteria (optimal and actual taxable capacity), the structure (resource and structural approach), functions (resource-saving, regulatory, informational and analytical), the place and role in the system of tax administration are distinguished. Using of this concept ensure the correct identification of the entity from the standpoint of its capacities to provide tax obligations to the state were outlined. The principles of forming tax passports of different business entities are laid out. The priority descriptions of key aspects of activity of different entities which allow estimating their tax potential and increasing tax incomes to the budgets have been highlighted. Taking into account the significant analytical orientation of tax passports it is proposed to include the following key indicators describing the entity, grouped into three groups: group I includes indicators that characterize the financial status of the entity; group II includes indicators that characterize the tax burden of the enterprise; group III includes indicators that characterize the tax culture of the subject and the effectiveness of the state financial control bodies, in the first place, the tax authorities. Qualitative compilation of tax passports with application of other documents on tax administration will help to determine real tax burden of a particular business entity and develop directions for its optimization, conduct rational tax policy, ensure the necessary amount of tax revenues to the state and local budget system.
  • Item
    Information Supporting System about Tax Capacity of a Company and its Efficiency: Principles of Formation and Evaluation
    (The Baltic Scientific Journals, 2020) Kuzmenko, H.; Shalimova, N.; Lysenko, A.; Кузьменко, Г. І.; Шалімова, Н. С.; Лисенко, А. М.; Кузьменко, Г. И.; Шалимова, Н. С.; Лысенко, А. Н.
    The principles of forming the system of information about tax capacity are grouped and the directions of activity of the enterprise are identified, in view of which it is expedient to establish criteria for assessing its efficiency. The formation of information about tax capacity of an enterprise should occur not chaotically, but according to certain principles. The lists of basic principles (unity, objectivity, competence, probability and periodicity) and additional principles (dynamism, rationality, conformity, control) have been substantiated. The system of indicators and criteria of the formalized expression of efficiency is offered. The list of indicators made it possible to build the system (vector) of criteria requirements to ensure the effectiveness of information about the tax capacity of a business entity. It has been proved that in assessing the effectiveness of the information supporting system on tax capacity of the entity, the impact of time and cost criteria, as well as other non-measurable parameters should be taken into account. The proposed approach to assessing the effectiveness of the current information supporting system on the taxpayer's capacity will allow assessing alternative information systems in terms of the effectiveness of their implementation.
  • Item
    International Rating “Benchmarking Public Procurement” and Its Using in the Context of Increasing the Effectiveness of the Functioning of Innovative-Integrated Structures in a Digital Economy
    (ЦНТУ, 2020) Shalimova, N.; Kuzmenko, H.; Шалимова, Н. С.; Кузьменко, Г. І.
    The methodologies of the World Bank's Benchmarking Public Procurement system are analyzed. The possibilities of Benchmarking Public Procurement in the context of evaluation the effectiveness of the functioning of innovative-integrated structures in a digital economy are considered. A results of comparative analysis of the Ukraine’s place among other countries of the world, in particular among the group of countries of Europe and Central Asia and among some OECD countries, which are considered as a group of high-income countries, has been presented.
  • Item
    Проблемные аспекты выявления и классификации информационных потребностей и ожиданий пользователей результатами аудита
    (ЧНТУ, 2019) Шалимова, Н. С.; Шалімова, Н. С.; Shalimova, N.
    Представлена детализированная классификация информационных потребностей и ожиданий пользователей результатами аудита, исследование которых является важным для поиска путей преодоления проблемы "разрыва в ожиданиях" в аудите. Представлена деталізована класифікація інформаційних потреб та очікувань користувачів результатами аудиту, дослідження яких є важливим для пошуку шляхів подолання проблеми "розриву в очікуваннях" в аудиті.
  • Item
    Аудит в системі соціально-економічних відносин України
    (КНЕУ, 2013) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.
    Дисертація присвячена подальшому розвитку теоретичних та методологічних засад аудиту, обґрунтуванню напрямків його функціонування та механізму регулювання в системі соціально-економічних відносин України на мікро- та макрорівнях в умовах глобалізації світових економічних процесів. Досліджено місце та функції аудиту в системі соціально-економічних відносин з позицій інституціональної теорії та в системі фінансового контролю. Обґрунтована публічна функція обов’язкового аудиту та його специфічні характеристики. Запропоновані концептуальні підходи до визначення якості аудиту, класифікації користувачів аудиторської інформації та їх потреб, алгоритм забезпечення якості аудиторського звіту. Визначені причини виникнення «розриву в очікуваннях в аудиті» на сучасному етапі соціально-економічного розвитку країни та шляхи їх подолання. Досліджено сучасний стан сприйняття суспільством аудиту, визначені шляхи усунення «розриву в комунікаціях» та механізм реалізації гарантій якості аудиту на мікро- та макрорівнях. Запропоновані шляхи розвитку і регулювання обов’язкового аудиту в сучасних умовах з метою підвищення його якості. Диссертация посвящена дальнейшему развитию теоретических и методологических основ аудита, обоснованию путей функционирования и механизма регулирования аудиторской деятельности в системе социально-экономических процессов Украины на микро- и макроуровнях в условиях глобализации мировых экономических процессов. Рассмотрены подходы к пониманию сущности, места и функций аудита в системе социально-экономических отношений с учетом положений институциональной теории, выделены специфические характеристики аудита как системы независимого финансового контроля, определены возможности и направления сосуществования и взаимодействия систем контроля и аудиторской деятельности. Исследованы отношения, которые возникают в процессе обязательной аудиторской деятельности, что позволило обосновать необходимость рассмотрения его как общественно-нейтрального института, который выполняет публичную услугу. Предложена концепция качества аудита и основные критерии ее оценки, проанализированы существующие концепции развития аудита, их согласованность с реальными требованиями к аудиту, обоснованы основные направления его развития в современных условиях. Осуществлена классификация пользователей результатов аудита, выделены типовые представители в каждой группе, их основные и специфические информационные потребности. Разработан алгоритм определения качества аудиторского отчета на основе характеристик информации, обеспечивающих ее объективность и социльно-психологические свойства, применение которого позволит повысить результативность и качество аудита как коммуникационного процесса. Сформулированы причины возникновения неудовлетворенности пользователей результатами аудиторской работы, составляющие «разрыва в ожиданиях» в аудите, основные причины их устранения. Критически проанализировано современное восприятие обществом аудита, что дало возможность определить пути устранения «разрыва в коммуникациях». С этой целью переосмыслены, с учетом содержания и требований Международных стандартов контроля качества, аудита, обзора, предоставления прочей уверенности и сопутствующих услуг, традиционные подходы к классификации аудита, исследована практика применения терминов «аудит» и «аудитор» с целью установления их соответствия сущности аудита как специфического вида деятельности, влияние такой ситуации на общественное мнение об аудите, проведена оценка качества законодательного регулирования обязательного аудита в Украине и разработаны основные направления его совершенствования. Исследованы коммуникационные связи на микроуровне, между аудитором, управленческим персоналом и прочими пользователями, для чего проведен критический анализ положений законодательных документов в сфере обязательств и ответственности аудиторов, требований к договору на проведение аудита и разработаны направления их совершенствования с учетом специфики аудиторской деятельности. Структуризирован механизм информационного общения между аудитором, управленческим персоналом и другими пользователями при согласовании условий аудита, непосредственно в процессе его проведения и при предоставлении результатов. Разработаны шаблоны документации, используемой для передачи информации между аудитором, управленческим персоналом и прочими пользователями при проведении аудита. Рассмотрены проблемы обеспечения основных гарантий качества аудита и механизма их реализации с точки зрения соответствия требованиям международного и европейского законодательства. Проанализирован механизм регулирования аудиторской деятельности в европейском сообществе и пути его развития. Выделены субъекты контроля качества аудита в Украине, проанализированы их функции, полномочия и возможности влияния на качество аудита. Разработаны направления реформирования системы обеспечения качества аудита, базирующиеся на необходимости соблюдения прозрачности и независимости ее функционирования. Сформулирована концепция построения внутренней системы контроля качества аудита на уровне субъекта аудиторской деятельности, принципы и особенности организационно-методического обеспечения деятельности аудиторской фирмы. Предложены пути развития и регулирования обязательного аудита с целью повышения его качества. Разработаны направления совершенствования форматов аудиторский заключений с учетом международного опыта, выделены основные требования к субъектам аудиторской деятельности, которые выполняют обязательный аудит, в международном и национальном законодательстве, обоснована их целесообразность и направления согласования. Рассмотрена взаимосвязь качества обязательного аудита и процессов формирования и обнародования финансовой отчетности. С целью согласования обязанностей управленческого персонала и аудиторов обоснована необходимость создания пакета документации, регулирующей процедуры оценки непрерывности деятельности предприятия, соблюдения требований законодательства, функционирования системы внутреннего контроля, предупреждения мошенничества и снижения рисков искривления показателей учета и отчетности. Исследована проблема соблюдения принципа независимости, проведен критический анализ качества требований законодательных и нормативных документов Украины в сфере обеспечения независимости аудиторов. Рассмотрено содержание прочих услуг и их связь с аудитом, а также ситуация одновременного предоставления прочих услуг и аудита одному клиенту, ее влияния на независимость аудитора. Dissertation is devoted to the subsequent development of theoretical and methodological basis of audit, substantiation of ways of functioning and mechanism of audit activity’s regulation in the system of social-economic relations of Ukraine on the micro and macro levels in the conditions of globalization of world economic processes. The role and functions of audit in the system of social-economic relations from a position of institutional theory and in the financial control system have been investigated. The public function of statutory audit and its specific characteristics have been substantiated The conceptual approaches to the determining of audit’s quality, classifications of audit information user’s and its requirements, algorithm of ensuring the quality of auditor’s report have been proposed. The reasons of «gap of expectations» in audit at the contemporary stage of social and economic development of country and the ways of its eliminations have been determined. The contemporary state of society’s perceptions of audit has been investigated, the ways of elimination of «gap in communications» and mechanism of realization the guarantees of audit’s quality on the micro and macro levels have been determined. The ways of development and regulation of statutory audit at the present situation for the purpose of increasing its quality have been poposed.
  • Item
    Комунікаційні зв’язки між аудитором та управлінським персоналом у процесі аудиту фінансової звітності як засіб зменшення „розриву в очікуваннях” в аудиті
    (ЛКА, 2011) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.
    Досліджено зміст та спрямованість комунікаційних зв’язків між аудитором та управлінським персоналом у процесі аудиту фінансової звітності. Виділено три групи ситуації, в яких згідно з міжнародними стандартами аудиту повинен відбуватися інформаційний обмін між аудитором та управлінським персоналом. Досліджено зміст такої інформації та розроблено рекомендації щодо документального оформлення процедури її передавання. The content and orientation of communication connections between auditor and management while fulfilling an audit of financial statements have been investigated. Three groups of situations in which in accordance with International Standards of Audit the information exchange between auditor and management have to be done have been singled out. The content of this information has been investigated and recommendation of drawing up the documents which must have been used in the procedure of information’s transmission has been worked out.
  • Item
    Розширення вимог до обов’язкового аудиту та форматів аудиторських висновків за його наслідками
    (ТНУ им. В. И. Вернадского, 2010) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.
    Розглянута сутність обов’язкового аудиту та обґрунтована його важлива суспільно-значима роль. Проаналізовані положення міжнародних документів стосовно можливості впровадження додаткових обов’язків аудиторів щодо надання висновків з інших питань, які доповнюватимуть висловлення думки про фінансові звіти. Обґрунтована необхідність розширення вимог до обов’язкового аудиту в Україні та форматів аудиторських висновків за його результатами з метою підвищення якості аудиту та забезпечення інформаційних потреб суспільства. Рассмотрена сущность обязательного аудита и обоснована его важная общественно-значимая роль. Проанализированы положения международных документов в части возможности введения дополнительных обязанностей аудиторов по предоставлению выводов по другим вопросам, которые дополняют сформированное мнение о финансовых отчетах. Обоснована необходимость расширения требований к обязательному аудиту в Украине и форматам аудиторских заключений по его результатам с целью повышения качества аудита и обеспечения информационных потребностей общества. Розглянута сутність обов’язкового аудиту та обґрунтована його важлива суспільно-значима роль. Проаналізовані положення міжнародних документів стосовно можливості впровадження додаткових обов’язків аудиторів щодо надання висновків з інших питань, які доповнюватимуть висловлення думки про фінансові звіти. Обґрунтована необхідність розширення вимог до обов’язкового аудиту в Україні та форматів аудиторських висновків за його результатами з метою підвищення якості аудиту та забезпечення інформаційних потреб суспільства.
  • Item
    Удосконалення методів обгрунтування розміру мінімальної заробітної плати
    (2001) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.
    В дисертації охарактеризовано основні теорії щодо організації заробітної плати, зокрема, еволюція поглядів на зміст категорій “заробітна плата” та “вартість робочої сили (послуг робочої сили)”, принципи застосування показника “мінімальна заробітна плата”, концептуальні підходи до визначення її розміру та підвищення соціальної та економічної ефективності; розглянуто тенденції рівня і динаміки мінімальної заробітної плати в Україні на етапі трансформації економічних відносин, зокрема, здійснено оцінку ефективності функціонування механізму її встановлення і регулювання та досліджено фактори, які впливають на визначення розміру мінімального рівня оплати праці; розроблено методичні підходи до обгрунтування розміру мінімальної заробітної плати, зокрема, основні напрями та засоби підвищення ефективності державно-договірного її регулювання в Україні, обгрунтовано складові механізму забезпечення соціальної гарантованості мінімальної заробітної плати та запропоновано алгоритм моделювання розміру мінімальної заробітної плати в сучасних умовах соціально-економічного розвитку держави. В диссертации дана характеристика основных теорий организации заработной платы в Украине, в частности, эволюции взглядов на сущность категорий “заработная плата” и “стоимость рабочей силы (услуг рабочей силы)”, принципов использования показателя “минимальная заработная плата”, концептуальных подходов к определению ее размера и повышения социальной и экономической эффективности. Обосновано, что стоимость такого специфического товара как “услуги рабочей силы” должна устанавливаться на уровне, который согласовывает граничную ценность труда (ценность услуг для работодателя) с условиями воспроизводства услуг рабочей силы (уровень потребностей работников). В работе рассмотрены тенденции формирования уровня и динамики минимальной заработной платы в Украине на этапе трансформации экономических отношений и исследованы факторы, которые влияют на определение размера минимального уровня оплаты труда. Определены основные требования, которым должна соответствовать минимальная заработная плата, проведена оценка эффективности функционирования механизма установления и регулирования минимальной заработной платы в Украине. Для этого осуществлен анализ основных составляющих государственно-договорного регулирования оплаты труда и доходов населения, оценены роль минимальной заработной платы в обеспечении уровня жизни населения и её влияние на формирование параметров социально-экономического развития Украины, изучены пропорции между минимальными доходами работающих и неработающих, а также практика привязки определенных показателей к уровню минимальной заработной платы. Обоснована важность разработки принципиально новых подходов к формированию механизма использования показателя “минимальная заработная плата”, исходя из ее функций и влияния на уровень жизни населения и другие макро- и микроэкономические показатели социально-экономического развития страны с определением структуры факторов, которые определяют уровень минимальной заработной платы и непосредственно влияют на способности рабочей силы оказывать определенные услуги. В работе обоснованы методические подходы к установлению размера минимальной заработной платы, которые предусматривают разработку основных направлений и способов повышения эффективности государственно-договорного регулирования данного социального норматива, формирование качественно нового механизма обеспечения его социальной гарантированности. Предложен алгоритм моделирования величины минимальной заработной платы в современных условиях социально-экономического развития страны.The dissertation contains the characteristics of the basic theories on wage organization in Ukraine, in particular, the evolution of the views on the essence of such categories as “wages” and “labor cost (cost of personnel services)”, principles of using the parameter of the minimum wage, the conceptual approaches to determining its size and increase its social and economic efficiency; the tendencies of the minimum wage rate and its dynamics under the conditions of Ukraine’s economy transformation have been discussed, in particular, the estimation of the efficiency of functioning mechanism of minimum wage forming and regulating in Ukraine has been made and the factors which have effect on determining the size of the minimum level of work payment have been investigated; the methodical basis for minimum wage rate substantiation have been carried out, in particular, the main trends and ways of increasing the state-contractual regulation efficiency in Ukraine, the components of the mechanism of ensuring the minimum wage social guarantee have been proved and an algorithm of minimum wage size modeling in today’s conditions of the social and economic development has been suggested.
  • Item
    Проблема "разрыва в ожиданиях" у пользователей результатами аудита: сущность, причины возникновения и пути преодоления
    (Общественная организация «Новая экономика», 2014) Шалимова, Н. С.; Шалімова, Н. С.; Shalimova, N.
    В статье исследуются вопросы общественного мнения об аудите и причины возникновения «разрыва в ожиданиях». Предложена концепция определения «разрыва в ожиданиях» в аудите, в основе которой необходимость решения таких задач, как выявление информационных потребностей пользователей результатами работы аудитора, их ожиданий и оценка воспринятого качества аудита. Обоснованы характеристики «эталонного» и «минимального» сервиса при выполнении аудита, «зоны толерантности», а также четырех уровней разрыва (в осведомленности и восприятии аудиторами интересов, потребностей и ожиданий пользователей, в стандартах, обслуживании, коммуникациях). Раскрыты причины их возникновения и пути преодоления, выступающие основой для определения направлений развития аудита и повышения его качества на современном этапе социально-экономического развития. The issues of public opinion of the audit and the causes of «expectations gap» have been investigated in the article. The concept definition «expectations gap» in the audit, which is based on the need to solve such problems as the identification of information needs of users of the results of the auditor’s work, their expectations and assessment of perceived quality of audit has been proposed. The characteristics of «standard» and «minimal» services in the performance of audit, «zone of tolerance» and four levels of the gap (in the awareness and perception by the auditors the interests, needs and expectations of users, in standards, in service, in communication) have been substantiated. Their reasons and ways of its eliminations have been determined as the basis for determining areas of audit development and improving its quality at the contemporary stage of social and economic development have been determined.