Наукові публікації кафедри аудиту, обліку та оподаткування
Permanent URI for this collectionhttps://dspace.kntu.kr.ua/handle/123456789/11016
Browse
11 results
Search Results
Item "Expectations gap" and the Whole Complex of Engagements, Provided by Certified Auditors(National Aviation University, 2020) Shalimova, N.; Шалімова, Н. С.The peculiarities of the "gap in expectations" in the audit are determined, taking into account the whole set of engagements that can be performed by certified auditors. It is proved that the lack of understanding of the features and differences between different types of engagements leads to the formation of unsubstantiated expectations and dissatisfaction with the results of the work of auditors. Визначено особливості прояву «розриву в очікуваннях» в аудиті за умови врахування всього комплексу завдань, що можуть виконуватися сертифікованими аудиторами. Доведено, що саме недостатність розуміння особливостей та відмінностей між різними видами завдань призводить до формування необґрунтованих очікувань та невдоволеністю результатами роботи аудиторів.Item The Nature and Specific Characteristics of a Statutory Audit as a Socially Significant Activity(NАU, 2019) Shalimova, N.; Шалімова, Н. С.It has been substantiated that the statutory audit should be considered as a public service based on public (social) interest that is a socially significant activity regulated by the law, which in turn needs additional requirements for the activities of such subjects of auditing activity and the content of statutory audits. The specific characteristics of a statutory audit have been distinguished.Item Врахування специфіки договірних відносин в аудиті в контексті забезпечення інформативності його результатів для різних груп користувачів в процесі контролю діяльності інноваційно-інтегрованих структур(КНЕУ, 2018) Шалімова, Н. С.; Shalimova, N.Досліджено порядок формування договірних взаємовідносин при виконанні завдань з аудиту на основі аналізу особливостей аудиту як професійної інтелектуальної послуги та змісту тристоронніх відносин між аудитором, відповідальною стороною та визначеними користувачами, які ускладнюються при проведені аудиту інноваційно-інтегрованих структур. Обґрунтовано доцільність укладання як дво-, так і багатосторонніх договорів на виконання завдань з аудиту, що дозволить забезпечити врахування інтересів та потреб всіх користувачів аудиторської інформації. The order of formation of contractual relations in the performance of audit engagements on the basis of analysis of audit features as a professional intellectual service and the content of three party relationship between the auditor, responsible party and intended users, which are complicated during the audit in innovative-intergrated structures. The expediency of concluding both bilateral and multilateral agreements for carrying audit engagements is substantiated, which will allow to take into account interests and needs of all users of audit information.Item Специфіка договірних відносин в аудиті як виду завдань з надання впевненості та їх вплив на зміст і формат договорів(ПДАБА, 2014) Шалімова, Н. С.; Shalimova, N.Досліджено порядок формування договірних взаємовідносин при виконанні завдань з аудиту на основі аналізу особливостей аудиту як професійної інтелектуальної послуги та змісту тристоронніх відносин між аудитором, відповідальною стороною та визначеними користувачами. Виділені такі специфічні риси аудиторської роботи, як відсутність об’єктивних підстав для зменшення замовником плати залежно від фактично одержаних результатів, обмеженість використання результатів роботи самим аудитором, складність оцінки якості аудиторської перевірки та її кваліфікації як такої, що проведена неналежним чином, порядок прийняття замовником результатів аудиту. Доведено, що зміст тристоронніх відносин, різноманітність зв’язків між відповідальною стороною та користувачами, наявність широкого кола останніх при проведенні обов’язкового аудиту та складність їх ідентифікації, специфіка організації обов’язкового аудиту та аудиту, замовником якого виступає особа, яка не входить до структури підприємства, що підлягає аудиту, обумовлює можливість та необхідність укладання як дво-, так і багатосторонніх договорів на виконання завдань з аудиту, що дозволить забезпечити врахування інтересів та потреб всіх користувачів аудиторської інформації. Визначені істотні умови договорів на виконання завдань з аудиту. Обґрунтовано необхідність виокремлення договорів на виконання завдань з аудиту в особливу групу договорів з точки зору цивільного законодавства, внесення відповідних змін до Цивільного кодексу України і включення до його змісту окремої глави, присвяченої виконанню завдань з аудиту, а також деталізації цих питань в законодавстві України з питань аудиторської діяльності. The procedures of forming of contractual relationships when performing audit engagements on the basis of analysis of the characteristics of audit as a professional and intellectual services and content of tripartite relationship between the auditor, responsible party and defined users have been investigated. Such specific features of the audit work as the absence of objective grounds for the reduction of client payment depending on the actual results obtained, the limited use of the results of the work by the auditor, the difficulty of assessing the quality of the audit and its qualification as one that performed of poor quality, the procedures of accepted results of the audit by the client have been substantiated. It has been proved that the content of tripartite relations, diversity of relations between the responsible party and the users, the presence of a wide range of the users of the statutory audit and the difficulty of their identification, the specificity of the organization of statutory audit and the audit, customer of which is a person who is not part of structure of the company to be audited, stipulate possibility and necessity of concluding bilateral and multilateral agreements on performance the audit engagements that will ensure consideration of the interests and needs of all users of audit information. The essential terms of contracts on performing the audit engagements have been identified. The necessity of distinguishing contracts on performing the audit engagements in a special group of contracts in terms of civil law, proper amendments to the Civil Code of Ukraine and the inclusion to its content separate chapter on performance the audit engagements, detailing of these issues in legislation of Ukraine on auditing have been substantiated.Item The Public Function of a Statutory Audit(National Institute of Economic Research, 2017) Shalimova, N.; Шалімова, Н. С.The functions and predestination of statutory audit is considered. It is proved that the necessity to perform a statutory audit arises if the state wants to protect information rights and legitimate interests of the group in obtaining reliable information about the activities of individual entities; in other words the state carries out the function of regulating the production and distribution of informational products which are essential for the development of a society. It is substantiated that the relations arising in the course of a statutory audit have to a large extent public and legal character and act as a tool to reduce or prevent a conflict of interests. Although the choice of the auditing organization and payment of the services are carried out on a commercial basis within the framework of a civil law contract, by its objectives, purpose and functions a statutory audit is performed in the interests of a certain group of people that can not be determined in advance and the state. It is proved that the statutory audit should be considered as a public service based on public (social) interest that is a socially significant activity regulated by the law, which in turn needs additional requirements for the activities of such subjects of auditing activity and the content of statutory audits.Исследованы функции и предназначение обязательного аудита. Доказано, что необходимость проведения обязательного аудита возникает в том случае, если государство считает нужным защитить информационные права и законные интересы группы в получении достоверной информации о деятельности отдельных субъектов, то есть берет на себя функцию регулирования процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Обосновано, что выступая как средство уменьшения или предупреждения конфликта интереса, в котором затрагиваются публичные интересы, отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Хотя выбор аудиторской организации и оплата предоставленных услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, по своим целям, назначению и функциям обязательный аудит осуществляется в интересах определенного круга лиц, которые заранее не могут быть определены, и государства. Доказано, что обязательный аудит следует рассматривать как публичную услугу, в основе которой лежит публичный (общественный) интерес, то есть как общественно значимую деятельность, регламентированная законодательством, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выдвижения дополнительных требований к деятельности таких субъектов аудиторской деятельности и содержания обязательной аудиторской проверки.Item Аудит в системі соціально-економічних відносин України(КНЕУ, 2013) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.Дисертація присвячена подальшому розвитку теоретичних та методологічних засад аудиту, обґрунтуванню напрямків його функціонування та механізму регулювання в системі соціально-економічних відносин України на мікро- та макрорівнях в умовах глобалізації світових економічних процесів. Досліджено місце та функції аудиту в системі соціально-економічних відносин з позицій інституціональної теорії та в системі фінансового контролю. Обґрунтована публічна функція обов’язкового аудиту та його специфічні характеристики. Запропоновані концептуальні підходи до визначення якості аудиту, класифікації користувачів аудиторської інформації та їх потреб, алгоритм забезпечення якості аудиторського звіту. Визначені причини виникнення «розриву в очікуваннях в аудиті» на сучасному етапі соціально-економічного розвитку країни та шляхи їх подолання. Досліджено сучасний стан сприйняття суспільством аудиту, визначені шляхи усунення «розриву в комунікаціях» та механізм реалізації гарантій якості аудиту на мікро- та макрорівнях. Запропоновані шляхи розвитку і регулювання обов’язкового аудиту в сучасних умовах з метою підвищення його якості. Диссертация посвящена дальнейшему развитию теоретических и методологических основ аудита, обоснованию путей функционирования и механизма регулирования аудиторской деятельности в системе социально-экономических процессов Украины на микро- и макроуровнях в условиях глобализации мировых экономических процессов. Рассмотрены подходы к пониманию сущности, места и функций аудита в системе социально-экономических отношений с учетом положений институциональной теории, выделены специфические характеристики аудита как системы независимого финансового контроля, определены возможности и направления сосуществования и взаимодействия систем контроля и аудиторской деятельности. Исследованы отношения, которые возникают в процессе обязательной аудиторской деятельности, что позволило обосновать необходимость рассмотрения его как общественно-нейтрального института, который выполняет публичную услугу. Предложена концепция качества аудита и основные критерии ее оценки, проанализированы существующие концепции развития аудита, их согласованность с реальными требованиями к аудиту, обоснованы основные направления его развития в современных условиях. Осуществлена классификация пользователей результатов аудита, выделены типовые представители в каждой группе, их основные и специфические информационные потребности. Разработан алгоритм определения качества аудиторского отчета на основе характеристик информации, обеспечивающих ее объективность и социльно-психологические свойства, применение которого позволит повысить результативность и качество аудита как коммуникационного процесса. Сформулированы причины возникновения неудовлетворенности пользователей результатами аудиторской работы, составляющие «разрыва в ожиданиях» в аудите, основные причины их устранения. Критически проанализировано современное восприятие обществом аудита, что дало возможность определить пути устранения «разрыва в коммуникациях». С этой целью переосмыслены, с учетом содержания и требований Международных стандартов контроля качества, аудита, обзора, предоставления прочей уверенности и сопутствующих услуг, традиционные подходы к классификации аудита, исследована практика применения терминов «аудит» и «аудитор» с целью установления их соответствия сущности аудита как специфического вида деятельности, влияние такой ситуации на общественное мнение об аудите, проведена оценка качества законодательного регулирования обязательного аудита в Украине и разработаны основные направления его совершенствования. Исследованы коммуникационные связи на микроуровне, между аудитором, управленческим персоналом и прочими пользователями, для чего проведен критический анализ положений законодательных документов в сфере обязательств и ответственности аудиторов, требований к договору на проведение аудита и разработаны направления их совершенствования с учетом специфики аудиторской деятельности. Структуризирован механизм информационного общения между аудитором, управленческим персоналом и другими пользователями при согласовании условий аудита, непосредственно в процессе его проведения и при предоставлении результатов. Разработаны шаблоны документации, используемой для передачи информации между аудитором, управленческим персоналом и прочими пользователями при проведении аудита. Рассмотрены проблемы обеспечения основных гарантий качества аудита и механизма их реализации с точки зрения соответствия требованиям международного и европейского законодательства. Проанализирован механизм регулирования аудиторской деятельности в европейском сообществе и пути его развития. Выделены субъекты контроля качества аудита в Украине, проанализированы их функции, полномочия и возможности влияния на качество аудита. Разработаны направления реформирования системы обеспечения качества аудита, базирующиеся на необходимости соблюдения прозрачности и независимости ее функционирования. Сформулирована концепция построения внутренней системы контроля качества аудита на уровне субъекта аудиторской деятельности, принципы и особенности организационно-методического обеспечения деятельности аудиторской фирмы. Предложены пути развития и регулирования обязательного аудита с целью повышения его качества. Разработаны направления совершенствования форматов аудиторский заключений с учетом международного опыта, выделены основные требования к субъектам аудиторской деятельности, которые выполняют обязательный аудит, в международном и национальном законодательстве, обоснована их целесообразность и направления согласования. Рассмотрена взаимосвязь качества обязательного аудита и процессов формирования и обнародования финансовой отчетности. С целью согласования обязанностей управленческого персонала и аудиторов обоснована необходимость создания пакета документации, регулирующей процедуры оценки непрерывности деятельности предприятия, соблюдения требований законодательства, функционирования системы внутреннего контроля, предупреждения мошенничества и снижения рисков искривления показателей учета и отчетности. Исследована проблема соблюдения принципа независимости, проведен критический анализ качества требований законодательных и нормативных документов Украины в сфере обеспечения независимости аудиторов. Рассмотрено содержание прочих услуг и их связь с аудитом, а также ситуация одновременного предоставления прочих услуг и аудита одному клиенту, ее влияния на независимость аудитора. Dissertation is devoted to the subsequent development of theoretical and methodological basis of audit, substantiation of ways of functioning and mechanism of audit activity’s regulation in the system of social-economic relations of Ukraine on the micro and macro levels in the conditions of globalization of world economic processes. The role and functions of audit in the system of social-economic relations from a position of institutional theory and in the financial control system have been investigated. The public function of statutory audit and its specific characteristics have been substantiated The conceptual approaches to the determining of audit’s quality, classifications of audit information user’s and its requirements, algorithm of ensuring the quality of auditor’s report have been proposed. The reasons of «gap of expectations» in audit at the contemporary stage of social and economic development of country and the ways of its eliminations have been determined. The contemporary state of society’s perceptions of audit has been investigated, the ways of elimination of «gap in communications» and mechanism of realization the guarantees of audit’s quality on the micro and macro levels have been determined. The ways of development and regulation of statutory audit at the present situation for the purpose of increasing its quality have been poposed.Item Сучасні тенденції регулювання аудиторської діяльності в європейському співтоваристві(ЛКА, 2014) Давидов, Г. М.; Davydov, G.; Шалімова, Н. С.; Shalimova, N.Досліджені основні тенденції розвитку аудиту та регулювання аудиторської діяльності в Європейському співтоваристві. Узагальнені положення та вимоги європейського законодавства в сфері регулювання аудиторської діяльності. Проаналізовані основні проблемні аспекти Директиви 2006/43/ЄС про обов’язковий аудит річної звітності та консолідованої звітності в частині визначення системи регулювання аудиторської діяльності, її структури, компетенцій вповноважених органів. Визначені основні напрями розвитку національної системи аудиту в Україні з урахуванням вимог Директив Європарламенту. The main trends in the development of audit and regulation of auditing in European Union have been investigated. The principal propositions and demands of European legislations in the sphere of audit regulation have been summarized. The problem aspects of Directive 2006/43/EC on statutory audit of annual accounts and consolidated accounts in determination of the audit regulation system, its structure and authorities of competitive bodies have been analyzed. The main ways of development of national system of audit in Ukraine taking into account the demands of Directives of the European Parliament have been substantiated.Item Комунікаційні зв’язки між аудитором та управлінським персоналом у процесі аудиту фінансової звітності як засіб зменшення „розриву в очікуваннях” в аудиті(ЛКА, 2011) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.Досліджено зміст та спрямованість комунікаційних зв’язків між аудитором та управлінським персоналом у процесі аудиту фінансової звітності. Виділено три групи ситуації, в яких згідно з міжнародними стандартами аудиту повинен відбуватися інформаційний обмін між аудитором та управлінським персоналом. Досліджено зміст такої інформації та розроблено рекомендації щодо документального оформлення процедури її передавання. The content and orientation of communication connections between auditor and management while fulfilling an audit of financial statements have been investigated. Three groups of situations in which in accordance with International Standards of Audit the information exchange between auditor and management have to be done have been singled out. The content of this information has been investigated and recommendation of drawing up the documents which must have been used in the procedure of information’s transmission has been worked out.Item Розширення вимог до обов’язкового аудиту та форматів аудиторських висновків за його наслідками(ТНУ им. В. И. Вернадского, 2010) Шалімова, Н. С.; Шалимова, Н. С.; Shalimova, N.Розглянута сутність обов’язкового аудиту та обґрунтована його важлива суспільно-значима роль. Проаналізовані положення міжнародних документів стосовно можливості впровадження додаткових обов’язків аудиторів щодо надання висновків з інших питань, які доповнюватимуть висловлення думки про фінансові звіти. Обґрунтована необхідність розширення вимог до обов’язкового аудиту в Україні та форматів аудиторських висновків за його результатами з метою підвищення якості аудиту та забезпечення інформаційних потреб суспільства. Рассмотрена сущность обязательного аудита и обоснована его важная общественно-значимая роль. Проанализированы положения международных документов в части возможности введения дополнительных обязанностей аудиторов по предоставлению выводов по другим вопросам, которые дополняют сформированное мнение о финансовых отчетах. Обоснована необходимость расширения требований к обязательному аудиту в Украине и форматам аудиторских заключений по его результатам с целью повышения качества аудита и обеспечения информационных потребностей общества. Розглянута сутність обов’язкового аудиту та обґрунтована його важлива суспільно-значима роль. Проаналізовані положення міжнародних документів стосовно можливості впровадження додаткових обов’язків аудиторів щодо надання висновків з інших питань, які доповнюватимуть висловлення думки про фінансові звіти. Обґрунтована необхідність розширення вимог до обов’язкового аудиту в Україні та форматів аудиторських висновків за його результатами з метою підвищення якості аудиту та забезпечення інформаційних потреб суспільства.Item Проблема "разрыва в ожиданиях" у пользователей результатами аудита: сущность, причины возникновения и пути преодоления(Общественная организация «Новая экономика», 2014) Шалимова, Н. С.; Шалімова, Н. С.; Shalimova, N.В статье исследуются вопросы общественного мнения об аудите и причины возникновения «разрыва в ожиданиях». Предложена концепция определения «разрыва в ожиданиях» в аудите, в основе которой необходимость решения таких задач, как выявление информационных потребностей пользователей результатами работы аудитора, их ожиданий и оценка воспринятого качества аудита. Обоснованы характеристики «эталонного» и «минимального» сервиса при выполнении аудита, «зоны толерантности», а также четырех уровней разрыва (в осведомленности и восприятии аудиторами интересов, потребностей и ожиданий пользователей, в стандартах, обслуживании, коммуникациях). Раскрыты причины их возникновения и пути преодоления, выступающие основой для определения направлений развития аудита и повышения его качества на современном этапе социально-экономического развития. The issues of public opinion of the audit and the causes of «expectations gap» have been investigated in the article. The concept definition «expectations gap» in the audit, which is based on the need to solve such problems as the identification of information needs of users of the results of the auditor’s work, their expectations and assessment of perceived quality of audit has been proposed. The characteristics of «standard» and «minimal» services in the performance of audit, «zone of tolerance» and four levels of the gap (in the awareness and perception by the auditors the interests, needs and expectations of users, in standards, in service, in communication) have been substantiated. Their reasons and ways of its eliminations have been determined as the basis for determining areas of audit development and improving its quality at the contemporary stage of social and economic development have been determined.